Очень важная часть велосипеда, так как
несет постоянные сильные нагрузки. Выбор каретки влияет на ход велосипеда, и на
то какие шатуны вы сможете поставить.
Кареток существует
множество стандартов. Самое ярко выраженное отличие состоит в разных стандартах
посадочного места шатуна, о них смотрите в пункте Шатуны. Так же стоит убедится
что Вам подходит резьба, она должна совпадать с резьбой в кареточной трубе
рамы. Так же каретки бывают разной Ширины, ширина каретки должна совпадать с
шириной кареточной трубы в раме. Еще один параметр, это длинна каретки. И
наконец, длинна самой оси, от этого параметра зависит работа переднего
переключателя.
Как видите выбрать
каретку правильно довольно сложно. Если Вы меняете старую, просто принесите её
в магазин, продавцы подберут Вам аналог.
Принципиально каретки
и втулки, очень похожи, и выполнены по одной схеме. Центральная ось (вал),
вращается относительно рамы, на двух подшипниках. Вот тут и начинается различие
в каретках, подшипники бывают двух типов, насыпные и промышленные.
Насыпные более
настраиваемы, но требуют большего ухода. Их необходимо регулярно чистить,
менять смазку, и проверять затяжку чашек. Все это требует умения, и
специального инструмента. С другой стороны, каретки на насыпных подшипниках
недороги, и могут чаще меняться. Из-за частых и необходимых техосмотров,
давайте немного подробнее рассмотрим устройство этих кареток.
На оси имеются
выступы, по которым катаются подшипники. Чашки внутри, с полукруглыми
углублениями, по которым катят подшипники. Подшипники часто не совсем россыпью,
как предполагается из названия "насыпные”, а разделены сепаратором, который
разделяет шарики определенным расстоянием. Такая система позволяет намного
проще работать с подшипниками, шарики из сепаратора не выпадают.
При сборке такой
каретки, нужно следить за правильной установкой подшипников и оси. Сначала
закручивается Правая чашка, правую чашку нужно закручивать до УПОРА. Потом
вставляется подшипник. Ось ставится длинным концом на правую сторону, так как
там будет находится система, она требует большего отдаления от каретки.
Обозначен длинный конец, небольшой выпуклой полоской на оси. Затем ставится
второй подшипник, и закручивается левая чашка. В отличие от правой, закручивать
её надо не до упора, а только до прекращения люфта. Затем надо закрутить
контрящую гайку, до упора. Она предотвратит самопроизвольное откручивание
чашки.
Промышленные
подшипники, служат весь свой срок без всякого обслуживания, но
неремонтопригодны, при поломке требуют замены. Стоят они заметно дороже, и по
причине неремонтопригодности, их невозможно ослабить или подтянуть. Несмотря на
это, они настолько удобнее, что современные каретки, производят практически
только на промышленных подшипниках. Исключение составляют каретки со стандартом
крепления шатуна - Квадрат. Они используются в основном на недорогих
велосипедах, совместно с насыпными подшипниками.
Еще один подтип
кареток, это с внешними промышленными подшипниками. В этом случае по бокам
каретки видно две большие выступающие чашки. Применение внешних подшипников
позволяет увеличить диаметр подшипников, и соответственно увеличить площадь
распределения тяжестей, что позволяет служить подшипнику дольше.
Крепление шатуна.
Несмотря на разнообразие, широко распространены всего три стандарта креплений.
Квадрат. Самый
распространенный стандарт. Не требует высокоточной обработки шатуна и вала
каретки. Узнать его легко, круглая ось заканчивается квадратным сечением. Как
правило, прижимной болт вкручивается в ось, но бывает наоборот, ось заканчивается
выступом с резьбой, на который в свою очередь, закручивается гайка. Шатуны и
каретки под такой стандарт стоят дешевле других, и достаточно надежны. Основная
причина выхода из строя, частое снятие шатунов. Дело в том, что шатуны под
квадрат, делают немного мягкими, что бы они надежнее сели на место. Напомню,
это ведет к сильному удешевлению обработки. После того как шатун "сел”, у него
немного меняется форма. При снятии и одевании его обратно, даже именно в том же
положении что и было, он уже не сядет так плотно как и в первый раз. Из за
этого образуется микро люфт, который из за больших нагрузок довольно быстро
окончательно портит шатун. Ось при этом остается в порядке, так как делается из
хорошей, каленой стали. Не стоит часто снимать шатуны стандарта Квадрат, и они
прослужат Вам очень долго.
Octalink, Окталинк. Стандарт фирмы Shimano. Изначально
присутствовал только в высших группах оборудования, но уже проникает и в более
дешевые. Выглядит как полая ось, с выступами по периметру (шлицами) на конце.
Шлицы в отличие от похожего стандарта ISIS, имеют Квадратное сечение. На практике показывает себя
ненадежным стандартом, довольно быстро (2\3 сезона) шатун разбалтывается, и
требует замены. При том что стоит достаточно дорого.
ISIS. Стандарт фирмы SRAM, точнее входящей в эту группу
компаний - Truvativ.
Очень похож на окталинк, внешний отличительный признак, шлицы с полукруглыми
выемками, похожими на букву U,
и большее их количество. Что к сожалению требует точной обработки как самой
оси, так и шатунов. И соответственно ведет к удорожанию продукта. Несмотря на
это, пользуется популярностью, особенно у экстремальных спортсменов, из за
своей высокой надежности.
Стандарты Octalink и ISIS, не совместимы. Более того, не
совместимы инструменты для снятия шатунов, и прижимные болты.
Кроме того существуют
еще несколько. Рассмотрим некоторые.
Howitzer. Используемый как правило в
экстремальном спорте. Похож на ISIS,
но немного отличается форма шлицов, и используется с внешними подшипниками.
Power Spline. Стандарт применяемый
для более дешевых шатунов. Проще в изготовлении и похож на Octalink.
Клинья. Старый,
отживший свое тип крепления. Встречается очень редко, и только на самых
недорогих велосипедах. Выглядит как клин который вставляется в сквозное
отверстие в шатуне, и входит скошенной стороной в специальный паз на оси. При
неправильной сборке, служит крайне недолго (несколько сотен километров).
Правильно вставлять клинья нужно с помощью сильных ударов молотком. Стягивающая
гайка служит только для предотвращения выпадения клина. Применяется только на
каретках с насыпными подшипниками.
Основной причиной
выхода их строя кареток, является грязь и вода попавшие в подшипник. На
насыпных каретках в зазор между чашкой и осью, вставляется круглый резиновый
пыльник. Защищает он довольно плохо, особенно от воды. Это еще одна причина
более частой переборки такой втулки.
Каретки на
промышленных подшипниках в основном лучше
защищены. Пыльник в такие подшипники вставляется прямо на заводе, и
очень точно и плотно пригнан. Как правило раньше из строя выходят шарики,
которые теряют округлость, и становятся буквально "квадратными”. Что является
второй причиной выхода кареток из строя.
|