Соединяет седло и велосипед, как уже
повелось может быть различных материалов, основные Сталь, Алюминий, Карбон.
Стальной штырь, как и
все остальные части велосипеда из стали, немного амортизирует.
Алюминиевый не
амортизирует, зато существенно легче.
Карбоновый и легок, и
амортизирует. Но дорог и хрупок.
Существует множество
стандартов диаметра штырей, при замене, убедитесь что новый штырь подходит. Не
получится использовать больший диаметр, и не стоит использовать немного
меньший. Хотя для меньших диаметров существуют специальные прокладки,
позволяющие без проблем их ставить. Собственно говоря, подобную прокладку можно
изготовить и самому, главное чтобы она была не короче минимальной вставляемой
длинны штыря. Подойдет любая пластинка или полоска металла. Однако не стоит
заниматься самодеятельностью на спортивных велосипедах, уровень нагрузок там
существенно выше, выше и напряжения в раме. И нужно распределять их намного
равномернее, чем в городских велосипедах.
Длинна штыря имеет
большое влияние на посадку велосипедиста, и является практически одним из двух способов
изменить её после покупки велосипеда. Второй способ - заменить вынос.
Стандартная высота
штыря определяется просто, при посадке на седло, вытянутая нога должна пяткой
доставать до педали в нижнем положении. Если это не так, можно исправить ситуацию,
изменив длину штыря. Как правило на современных велосипедах он имеет
эксцентриковый зажим, и поправить длину в пределах нескольких сантиметров очень
просто.
Очень важно не
вставлять штырь в подседельную трубу Выше отметки на штыре. Упомянутая отметка,
есть всегда и на всех штырях. Если Вы её не видите, значит она просто стерлась,
хотя часто отметка выгравирована. Как правило её отмечают рядком коротеньких,
вертикальных рисок. Никогда не вынимайте штырь дальше этой отметки, в таком
случае может сломаться рама, от эксцентрика, до места первой сварки (либо
перьев, либо верхней трубы). Вставлять наоборот можно до самого конца. Но если
не идет сама, не стоит забивать молотком, возможно при изготовлении рамы внутри
осталась капелька расплава, или неаккуратный шов. При забивании, он не
"слижется” как обычно ожидают, а станет местом напряжений, и в конце концов в
этом месте рама лопнет.
Чем больше длинна штыря выше зажима, тем больше та длинна,
которая должна быть в раме.
Так же придумано
немало способов крепления седла к штырю. Большое распространение получили три
способа.
Самый
распространенный на недорогих велосипедах, когда штырь имеет сужение сверху, и
вставляется в крепеж находящийся непосредственно под седлом. Далее выставляется
угол наклона седла, и оно закрепляется простым затягиванием болтов с двух
сторон крепления.
Плюсом является
дешевизна самого штыря, так как он представляет собой простую трубку, и
возможность крепления седла на другие типы креплений. Разница в цене, 5 и более
раз. Все крепления седла представляют собой две металлические рамки, на которые
ставят крепеж. В данном случае, крепление представляет собой еще и своеобразный
переходник между штырем и стандартными двумя рамками. Очень просто его сняв, мы
получаем стандартное седло, имеющее возможность крепления практически к любому
штырю.
Минус в низкой
надежности. При перетягивании можно легко сорвать резьбу на центральном болте.
Второй тип, самый
распространенный в обычных велосипедах. Заключается оно в следующем, на
подседельном штыре, сверху, находится полукруглая платформа с рифленой
поверхностью. В неё вставляется первая полукруглая деталь, тоже с рифленой
поверхностью. Сверху зажимается второй, почти такой же, перевернутой на 180*.
Между ними, в специальных пазах зажимается рамка. И наконец последняя деталь -
играющая роль гайки, в неё вкручивается болт, который стягивает всю
конструкцию.
Удобство заключено в
настройке, которая выполняется всего одним болтом.
Третий тип, получил
распространение на более дорогих моделях, из за большей стоимости. Во многом
походит на предыдущий. Всё та же платформа, и полукруглая деталь. Но теперь с
гладкими поверхностями, и болтов теперь два, вкручиваются они в специальные
вставки, прямо в верхнюю часть крепления. Преимущества
крепления в очень плавной регулировке, позволяющей выставлять буквально любой
угол, не зависящий от расположения и шага насечки.
Так же бывает
совершенно другой тип штырей, со встроенным
амортизатором. Предназначен такой штырь для большего комфорта при
необходимости ездить на жестком велосипеде, по пересеченной местности. Устроен
он очень просто, две трубки ходят одна в другой, внутри расположена пружина. С
обратной стороны, присутствует небольшая регулировка сжатия пружины. Трубки с
внутренней стороны имеют шестигранное сечение, чтобы штырь крепящийся
непосредственно к седлу, не вращался относительно того что крепится к раме. В
таких штырях от рождения существует небольшой люфт. Ход около 4-7см. Штыри с
амортизатором не очень любят спортсмены, по их отзывам он больше мешает, чем
помогает.
Как обычно,
существует и несколько альтернативных способов амортизации. Применяются они
весьма редко, что описывать их не имеет смысла. Скажем только что некоторые
построенны на основе паралелограмма, и при работе перемещаются на несколько сантиметров
не только по вертикали, но и по горизонтали.
Специально для
соревнований разработали штыри с изменяемой длинной, и даже дистанционным
управлением с руля. Одни модели амортизируют, другие же имеют три заводских
положения, которые можно менять прямо во время гонки. Работают они на воздухе,
стоят дорого, и существуют буквально в паре стандартов диаметр
|