Один из
самых важных элементов влияющих на езду. Сменой покрышек можно сильно изменить
характер велосипеда.
Покрышки имеют три самых
важных параметра, Ширина, Диаметр и Вес. На данный момент самый
распространенный диаметр, 26 дюймов. Ширина различна, но более распространена
2.0 дюйма.
Вес. Дело в том что,
колесо в отличие от всего остального велосипеда, раскручивается, и из-за
инерции приходится тратить много сил именно на раскрутку колеса. Знатоки
говорят : "Один грамм на колесе, аналогичен нескольким граммам на велосипеде”.
Чем покрышка легче, тем быстрее Вы будете разгонятся, хотя на максимальной
скорости это не скажется. Кроме того, колесо разогнанное до приличной скорости,
значительно тяжелее повернуть. А если это еще и тяжелое колесо, то поворот
становится серьезной задачей. Особенно это актуально для шоссейных велосипедов
с большими скоростями, и диаметрами колес.
Покрышки могут быть
как самыми простыми, из сырой резины, на детских велосипедах, которые истираются
ногтем пальца. Так и очень технологичными, состоящими из трех сортов резины разной
жесткости, уложенной разными слоями, с кордом из кевларового волокна, и
антипрокольным слоем.
Самым важным и легко
заметным параметром, является так называемый – Накат. Дело в том, что каждый
шип на покрышке, при контакте с асфальтом или другой поверхностью,
деформируется. Казалось бы ничего страшного, при обратной деформации, он должен
оттолкнуть колесо с той же силой с которой его сжали. К сожалению это не так.
Из-за трения внутри резины, и трения качения, пропадает часть усилий. Т.е.
велосипед заметно хуже едет, требуется больше сил для поддержания скорости. Чем
больше резиновый шип, тем больше он деформируется, тем сложнее ехать. Кстати,
потраченная энергия, никуда не уходит, а превращается в тепло как и вся
остальная потерянная велосипедистом энергия. Правда тепло такое небольшое, что
Вы его никогда не заметите.
Рассмотрим два разных
типа покрышек, для грязи и асфальта. Остальные виды представляют нечто среднее
этих двух крайностей.
Покрышки для шоссе,
т.н. Слики, имеют очень небольшой диаметр, и лысую поверхность. Шоссейные
покрышки накачиваются до 10 атмосфер. Так же существуют покрышки "трубки”,
представляющие собой одну монолитную резиновую трубку, с ниппелем для
накачивания. В таких покрышках, для снижения веса, нет камеры. Ремонт проколов
очень проблематичен, чаще просто меняют покрышку на новую.
Грязевая покрышка
предназначена для максимального контакта с поверхностью, для возможности езды
по любым поверхностям. Грязь, песок, трава, камни, наклонные поверхности…
Максимальный контакт в любой момент. На таких покрышках невозможно ехать
быстро, но можно ехать везде. Обычно подобные покрышки накачивают до 3
атмосфер, иногда меньше. Большие резиновые шипы хватаются за любую поверхность,
позволяя например, развернутся на высокой скорости. Проколов в таких покрышках
практически не бывает.
И наиболее частый вид
применяемых покрышек – Полуслики. Они имеют небольшой рельеф в центре, или даже
совсем не имеют его, и высокие шипы по краям. Шипы при обычной езде не достают
до земли, велосипед едет по центральной дорожке с хорошим накатом. Но при
повороте, когда нужно, шипы вводятся в работу, повышая сцепление. При высокой
скорости, или крутом повороте, даже слышно изменение звука покрышки. Антипрокольные
свойства средние.
Кроме этого
существуют покрышки с антипрокольным слоем, он бывает двух видов. Кевларовая
лента, несмотря на название "антипрокольная”, защищает больше от порезов, чем
от проколов. И особый слой расположенный под внешним слоем резины, защищает от
проколов больше чем от порезов. Естественно, лишний слой добавляет веса всей
покрышки. Надо отметить что от самой распространенной проблемы новичков "пробоя”
покрышки, никакие антипрокольные слои не спасают.
Еще интересный тип
покрышек - бескамерные. При правильной установке, служат годами, и при
применении со специальным герметиком, обладают феноменальными
антипрокольными
свойствами. Как видно из названия, они не имеют камеры, воздух
накачивается
непосредственно в покрышку, через ниппель, вкрученный непосредственно в
обод. Это требует специального обода, и высокой культуры установки
покрышки. Мало распространены, по причине высокой стоимости. Очень
проколо
устойчивы (только при применении герметика), но уж если прокол случится,
ремонт
очень непрост. Так же как и накачиваение.
К слову, герметик можно применять и с обычными
камерами. При проколе, он сразу герметизирует отверстие, колесо даже не
успевает спуститься.
|