Вторая
часть системы. Нередко о этих двух частях говорят как об одной детали,
но так же часто говорят и отдельно об этих двух составляющих. В механике
правильное название шатуна - Кривошип.
Шатуны представляют
собой рычаг, который соединяет педаль и каретку. Почти всегда правый шатун
монолитен с пауком, непосредственно на который уже и крепят звезды. Шатуны
могут быть из разнообразного материала, от карбона до титана. Недорогие шатуны
выполнены из стали, и имеют только один недостаток, высокий вес. Средний класс
выполнен, как правило из алюминия. Профессиональные могут быть из разных
материалов, и часто выполнены полыми. При меньшем весе они сохраняют ту же
прочность, но их изготовление дорого.
Нередко шатуны идут в
комплекте с осью. Для пущей надежности она бывает запрессована в правый шатун.
Возможно это только на каретках с внешними подшипниками.
Самый важный
параметр шатуна - его длина. Стандартная длинна шатуна 170\175мм. Длина
измеряется от оси крепления к каретке, до оси крепления педали. Большая длинна
шатуна означает большее отношение рычага, позволяя приложить большее усилие.
Однако увеличивается и размах ног ездока, что сначала может быть непривычно.
Кроме того выше вероятность задеть шатуном за землю, например при повороте.
В дорогих полых
моделях, для закрепления педали, в шатуне делают специальную металлическую
вставку. Даже если полый шатун выполнен из высокотехнологичной стали, вставка
все равно будет присутствовать. Нередко такие вставки есть и в алюминиевых
шатунах, особенно в дорогих моделях. Это так же предотвращает преждевременный
износ резьбы при частой смене педалей.
Если Вам не повезло,
и в дорогом комплекте шатунов пришла в негодность резьба для педалей, в
некоторых мастерских есть возможность поставить в шатун вставку. Стоит это не
слишком дешево, но все же не дороже нового комплекта шатунов.
Шатуны относятся к
тем немногочисленным частям велосипеда, которые могут работать годами,
абсолютно без всякого обслуживая. Единственное что придется делать, проверять
затяжку болтов, крепящих шатуны к каретке.
Особый тип шатунов,
односоставные, еще их называют "кочерга”. Они представляют собой один
металлический штырь, изогнутый два раза. Так что получается ось, и два шатуна
отходящие от нее в разные стороны. Такие шатуны тяжелы, но и крайне надежны.
Применяется практически только на BMX. Их нельзя разобрать, при сборке они проходят одним концом
через каретку, и требуют специально рассчитанную раму с большим диаметром
каретки.
Шатуны крепятся к
каретке на несколько стандартов. Рассмотрены они будут в разделе - Каретка.
Наиболее частая
причина выхода шатунов из строя, не замеченный вовремя люфт. Даже самый
небольшой микролюфт, уменьшает срок жизни шатунов и каретки, в разы.
Единственно приемлемый люфт, тот что присутствует в промышленных подшипниках
самой каретки. Но и он при больших, длительных нагрузках, приводит к
повреждению шариков и стенок подшипника с внутренней стороны.
Для увеличения срока
службы шатунов, их нужно при первом одевании после снятия, даже если Вы
снимаете уже седьмой раз, одевать очень сильно. В случае с квадратными
шатунами, можно буквально использовать молоток, и потом сильно закрутить. И
после использования некоторое время - подтянуть, как правило это после первой,
и третьей недели. Далее по мере сил, раз в несколько месяцев.
|