Спицы велосипеда переносят нагрузки от
втулки к ободу. Представляют собой металлическую проволоку, с небольшим изгибом
на одном конце, и нарезанной резьбой на другом.
Спицы как и все
остальные компоненты велосипеда, могут быть сделаны из разных материалов.
Основные, это: Сталь легированная разными добавками, Алюминиевые сплавы, Карбон.
Стальные спицы самые
распространенные на велосипедах. Применяются огромное количество разных
сплавов, способных удовлетворить самого взыскательного пользователя. Отличаются
большой пластичностью, и виброгашением. Кроме того они наиболее прочны, и относительно
недороги.
Алюминиевые спицы
применяют в основном на гоночных велосипедах, для снижения веса. Они толще и
требуют обода и втулки с большими отверстиями под ниппель. Применяют их
значительно реже, из-за меньшей пластичности, и большей стоимости комплекта из
спиц, обода, втулки, и ниппелей - так называемого "Вилсета”.
Карбоновые спицы
дороги, и хрупки. Единственная сфера их применения шоссейные велосипеды.
Требуют специального обода, и втулки. Не очень то надежны, и не переносят
больших нагрузок. Применяются только для профессиональных шоссейных гонок, на
результат.
Количество спиц в
колесе может быть разным, но для обычного велосипеда это 36 или 32 штуки.
Снижением количества, уменьшается вес колеса, что очень важно при частых
изменениях скорости, например для гонок кросс кантри. Увеличением - повышается
прочность колеса. К примеру, шоссейные велосипеды, нередко имеют всего по 20
спиц, в то время как на BMX
иногда по 90.
Различается и резьба
на спице, она может быть нарезанной или накатанной. Отличаются они по
прочности, накатанные прочнее. Различить их легко, на нарезанных спицах резьба
находится заподлицо с основным телом спицы, а на накатанных, резьба выступает
вверх.
Спицы различаются и
сечением. Обычная спица имеет круглое сечение, и не меняет толщину от начала до
конца. Это наиболее дешевый и распространенный тип спиц. Такие спицы называют
Катанными, из-за их способа изготовления.
Еще один весьма
распространенный тип спиц, Тянутые. Как правило они имеют чуть меньшую толщину
в центральной части. Они пластичнее, легче, и сохраняют такую же прочность, но
стоят несколько дороже.
Но существуют спицы и
с большим изменением размера по длине. Это Баттированые спицы. Они могут иметь
двойной, или тройной баттинг. Двойной баттинг заключается в сильном утончении
спицы в центральной части, и одном диаметре с обох концов. Тройной баттинг
похож на двойной, но концы спицы имеют Разное сечение. Т.е. конец со шляпкой,
имеет большую толщину, чем конец с резьбой.
И наконец,
Аэродинамические спицы. Применяются для уменьшения сопротивления воздуха. Имеют
Овальное или Плоское сечение по всей длине, кроме концов. Уменьшают
сопротивление воздуха, за счет меньшей площади атаки воздуха. Т.е. они
действительно тонкие, тоньше чем обычные спицы. Требуют специальной втулки, так
как из-за ширины не смогут пройти в обычное отверстие для стандартной спицы.
Из-за способа
крепления, спицы принципиально работают, принимают нагрузку, только в верхней
части колеса. Т.е. работают только на растяжение. В противоположном направлении
спица свободно перемещается. Таким образом велосипед фактически висит на
спицах. Единственное исключение это монолитная конструкция обода и спиц, но это
уже не спицы в обычном понимании.
Спицы являются не
единственным способом скрепления обода и втулки. Существуют дисковые колеса,
которые выглядят как один сплошной диск, применяются для шоссейных гонок, и
только в безветренную погоду. Есть и другой вариант, четыре большие карбоновые
спицы\лопасти, с большими промежутками между ними.
|