Втулки
важный и точный элемент в велосипеде.
Это третья по величине, тормозящая сила
(после сопротивления воздуха, и трения
покрышек). Которая однако может стать
первой, если за втулкой совсем не
ухаживать.
Втулки могут быть
совершенно разной формы, и уже давно
втулка перестала быть только функциональной
частью велосипеда. Но стала и элементом
дизайна.
Принципиально есть
два вида втулок, на насыпных, и на
промышленных подшипниках.
Втулки на насыпных
подшипниках, являются более
распространенными, и дешевыми. Принцип
действия прост, на картинке видно как
она работает. На оси крепятся "Конусы”,
которые прижимают подшипники к "Чашкам”.
Конусы закрепляются на месте с помощью
контрящей гайки. На конусе, находится
пыльник, который предотвращает попадание
внутрь втулки воды и грязи. Но все
замечательно только в теории, в реальной
жизни, пыльник только удерживает грязь
в течение некоторого времени. Чем лучше
пыльник, тем дольше он продержится.
Подобные втулки
необходимо иногда, примерно раз в
сезон\два, полностью перебирать. Нужно
использовать густую смазку, и лучше её
не экономить, щели в пыльнике, как раз
забиваются смазкой. Пыльники бывают
разные, есть резиновые, алюминиевые,
пластиковые и тд. Некоторые модели
обладают очень хорошей защитой, но и
большим трением.
Если не перебирать
такую втулку, при попадании в нее грязи,
она служит абразивом, и разъедает не
только шарикоподшипники, но и чашки
втулки. Таким образом, испорченная
втулка редко поддается ремонту (замене
чашек). В любом случае, ремонт будет
стоить так же, как и стоимость недорогой
втулки. Но возможен легкий и частый вариант
ремонта, замена подшипников, и конусов.
Такой ремонт выполняется легко, и стоит
недорого, но должен производится относительно часто.
У таких втулок есть
возможность \ необходимость регулировать
силу затягивания Конусов, для устранения
люфтов.
Может могло создатся
впечатление что втулки такого типа
применяются только на недорогих
велосипедах, но это не так. Сфера их
применения распространяется на все
даже самые ультрадорогие и эксклюзивные
компоненты.
Втулки на Промышленных
подшипниках представляют другой подход
к уходу за втулками. Промышленные
подшипники делают с уже вставленными
пыльниками, которые очень неплохо
защищают от воды \ грязи. И даже попадание
внутрь грязи, в небольших количествах,
как правило не критично. Так как чашки,
представленные в них внешним кольцом,
сделаны из более износостойкой стали.
Такие подшипники, и
втулки на них, годами не требуют
обслуживания. С другой стороны, их
невозможно починить. Можно заменить
подшипник, но если это невозможно, как
часто и бывает, придется менять всю
втулку. А стоят они дороже насыпных.
Еще один минус заключается
в том, в таких подшипниках возможен
небольшой Люфт, который невозможно
устранить. А люфт всего в доли миллиметра
во втулке, выльется в миллиметры на
ободе колеса, в итоге тончайшая настройка
V-брейк тормозов становится
невозможной. Правда чем больше людей
пользуется такими втулками, тем более
качественные подшипники в них применяют,
и вероятность купить некачественный
продукт стремится к нулю.
Еще стоит рассказать
о Задних втулках, в них присутствует
механизм Трещотки, необходимый для
свободного кручения колеса, при простом
движении вперед. Трещотка может быть
на кассете тогда она так и называется
Трещотка. Или внутри втулки, так называемый
- Орех. Орех как правило, надежнее, и
позволяет экономить деньги, так как при
замене кассеты, нет необходимости менять
и трещотку внутри, меняются только
звездочки.
Работает трещотка по
принципу храпового механизма, при
кручении педалей собачки цепляются за
выступы, и усилие передается на втулку.
При обычной же езде, колесо свободно
вращается, позволяя не крутить педали
все время. Нередко в трещотке выходят
из строя именно собачки, либо истираются,
либо плохо работает пружина. В таком
случае возможно заменить только их.
Собачки бывают нескольких видов.
Задние втулки стоят
дороже передних, в зависимости от
качества установленного Ореха.
Кроме того, втулки
(передние и задние) различаются по типу
тормозов велосипеда. Если используются
дисковые тормоза, на втулке есть
специальные выступы, и отверстия с
резьбой, для крепления дисков. Они
немного тяжелее, и прочнее. Для различных
стандартов крепления дисков, существуют
и разные втулки.
Так же производится
еще один вид втулок, со встроенным
генератором электрического тока. Такие
втулки тяжелы, и очень заметно тормозят
велосипед. Но зато обеспечивают, ни от
чего не зависящее освещение, в любую
погоду. Некоторые умельцы за рубежом,
приспособили это питание, как зарядку
для USB совместимых
устройств, вроде плееров. К сожалению
такую втулку нельзя просто отключить,
тормозящий эффект работает даже когда
вы едете днем, и не потребляете ни Ватта
энергии. Генератор может быть как в
передних, так и в задних втулках.
Совершенно особый вид
втулок - Планетарные втулки. Втулки с
системой переключения передач, внутри.
Внешне, на велосипеде установлена только
одна звезда спереди, и одна сзади. Вся
система передач расположена внутри
втулки, и также как и обычный переключатель
работает от смены натяжения тросиков.
Подобные втулки очень тяжелы, дороги,
сложны в ремонте, и поглощают часть
усилий велосипедиста. Однако могут
работать годами без обслуживания, и
переключатся сразу с любой передачи на
любую. Количество передач может быть
от 3, до 14.
Особенно часто такие
втулки используются на Городских
велосипедах. Где важны неприхотливость
в обслуживании, и долговечность.
Ось втулки, может быть
различной длинны и диаметра. При установке
на многоскоростные велосипеды, задняя
ось длиннее передней. Кроме того она
может быть полой, или цельной. Полая ось
предназначена, для применения
эксцентрикового зажима. Цельная надежнее
как с точки зрения прочности на излом,
так и по надежности фиксации в дропаутах.
Кроме этого существуют,
и активно используются представителями
экстремальных видов катания, оси большого
диаметра, представляющие собой
практически, полую трубку. Под такие
оси необходимо использовать специальные
вилки, а для заднего колеса, необходимо
изначальное изготовление рамы с бОльшим
посадочным гнездом в дропаутах. Конечно
они требуют и втулки, предназначенной
для такой оси.
|